Фестиваль Христианского кино «Невский Благовест»

В 2019 году исполняется 1050 лет со дня блаженной кончины святой равноапостольной княгини Российской Ольги

 

 

 

 

 

 

В 2018 году фестиваль «Невский Благовест» был посвящен 1030-летию Крещения Руси. В каталоге были опубликованы статьи, о св. кн. Ольге – первой христианской правительнице Руси, и ее внуке св. кн. Владимире – Крестителе Руси, раскрыты основные события их жизни, даны прекрасные репродукции икон зачинателей христианства в нашей стране. В нынешнем, юбилейном для памяти св. кн. Ольги году, мы более подробно расскажем о сложных вопросах ее жития и об историческом значении ее деятельности для Русской Православной Церкви, Российской государственности и культуры.

Что мы знаем о происхождении княгини Ольги?

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним примирения». Она первая из русских вошла в Царство Небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Преп. Нестор-летописец «Повесть временных лет».

О раннем этапе истории Руси мы узнаем из летописей: Повести временных лет, составленной в начале XII в. преп. Нестором, монахом Киево-Печерской лавры, а также из более поздних летописных сводов древних русских городов Новгорода и Пскова. Самые ранние дошедшие до нас списки Повести датируются XIV-XV веками, содержащиеся в них сведения часто бывают противоречивыми, а даты спорными и мы не всегда можем указать точную хронологию событий. Преп. Нестор-летописец сообщает, что княгиня Ольга была «роду варяжска, незнатна», но существует также и славянская версия ее происхождения, согласно которой она была правнучкой новгородского правителя Гостомысла и до замужества носила имя Прекраса. Новгородское предание повествует, что после того, как «варягов изгнали за море», именно по совету Гостомысла на земли ильменских словен в 862 г. был приглашен Рюрик, от этой даты ведется история нашего государства. По этой версии Рюрик был славянином, женатым на скандинавке. Однако, большинство исследователей считает его викингом (скандинавом).

Рюрик был приглашен как «третейский судья», не связанный с интересами знатных семей. Он подчинялся совету старейшин, его действия в качестве князя были строго регламентированы, и эта традиция веками сохранялась в вольнолюбивом Новгороде. Дружина Рюрика, включавшая в себя и скандинавов, и славян, под предводительством воеводы Олега соединила водный путь «из варяг в греки», т.е. от Балтийского, до Черного и Средиземного морей. Центром правления варяжской дружины стал Киев, откуда по Днепру совершались походы на столицу Византии Константинополь, как с торговыми, так и с военными целями. У Рюрика был сын Игорь. Когда он вырос, то «сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». Города Пскова еще не существовало, здесь были незначительные поселения, территории занимало славянское племя кривичей, им также принадлежали стратегически важные города Смоленск и Полоцк. Более подробно Повесть временных лет о свадьбе Игоря и Ольги ничего не сообщает. Позже на родине Ольги в Выбутах сложилась красивая легенда о том, как юная Ольга перевозила князя Игоря в лодке через реку Великую, и князь влюбился в нее. В XVI веке составлялось житие св. равноап. кн. Ольги и это поэтическое предание было включено в письменные памятники.

Исторически брак псковитянки Ольги (в скандинавском произношении Хельги) соединил северные – Новгородско-Псковские владения, и южные – Киевские земли. Этот брак, безусловно, имел огромное значение для становления единого русского государства.

 

Какие государственные преобразования провела княгиня Ольга?

Самое главное, что было сделано княгиней Ольгой – это установление нового, четкого порядка взимания

дани Киевом. На территориях различных восточно-славянских племен были обустроены становища и

погосты – места постоянного пребывания «княжих мужей» (после принятия христианства в этих центрах

стали возводить церкви, а позже вокруг них вырастали кладбища, отсюда второе, более известное нам

значение слова погост). Представители власти Киева следили за сбором точно установленных размеров

дани, соблюдением порядка, принимали жалобы, вершили суд, осуществляли связь с Киевом. Это был

важнейший шаг в становлении государственного устройства. Княгиня Ольга лично объездила подвластные

земли, на юге – по Днепру и Днестру, на севере – по рекам Мсте, Ловати, Луге, Нарове. Она ввела

разумный экономический порядок и стала первой благоустроительницей русских земель. Путешествия

совершались по рекам, летом – в ладьях, зимой – на санях. Ольгины сани долго хранились в Пскове как

святыня. Ею были организованы «ловища» (заповедники) и «перевесища» (сети для ловли диких птиц; а

некоторые ученые считают, что это были переправы через реки). Сохранившиеся на Псковской земле

легенды свидетельствуют о том, что она занималась даже разведением яблоневых садов в нашем

северном климате. Так, в Выбутах есть предание, что в ночь на Ольгины именины можно видеть ее сады, а

в Великих Луках, городе на берегу реки Ловати, рассказывали, что когда княгиня туда прибыла, вмиг

покраснели яблочки, и там райские яблоки называли Ольгиными.

После гибели мужа, княгиня стала править зарождавшимся русским государством. В год, когда погиб князь

Игорь, их сыну Святославу было около трех лет. Сначала она правила как регентша при малолетнем сыне, а

затем во время постоянных военных походов князя Святослава. В целом ее правление продолжалось около

20 лет, вплоть до ее блаженной кончины в 969 году. За этот период не отмечено ни одного социального

недовольства, народ любил строгую, но справедливую правительницу.

Важнейшие изменения были внесены княгиней Ольгой во внешне политические отношения Древней Руси.

Она стала первой правительницей Руси, о которой с уважением упоминают византийские, германские и

франкские летописи. При ней прекратились военные набеги варяжской дружины на Константинополь, был

определен порядок найма русских дружинников на службу в Визанитию. В мирных условиях развивалась

торговля. Был воспринят византийский опыт государственного и культурного строительства. Эти стороны

деятельности княгини были неразрывно связаны с принятием ею христианства.

Когда и где крестилась княгиня Ольга?

Внимательный читатель уже заметил, что с датировкой событий, удаленных от нас на тысячу лет

дела обстоят очень и очень трудно. Повесть временных лет сообщает, что княгиня Ольга крестилась в

Константинополе в 955 году (ученые относят эту поездку к 957 году), что ее восприемником был

император Константин VII Багрянородный, и ей было дано имя Елена, в честь матери императора

Константина Велкиого, прекратившего в IV веке гонения на христиан. В византийских хрониках

подробно описан пышный прием русской княгини, ее принимали с большим почетом. Но вот

незадача: ничего не говорится о ее крещении. К тому же русскую княгиню принимали уже как

христианку, для приема язычников существовал другой порядок. И еще одна загадка: Повесть

утверждает, что император Константин хотел взять в жены русскую княгиню, а ведь он был женат,

имел двоих детей, был образцовым христианином, писал богословские и политические трактаты и

высказывался против браков с «варварами». Преп. Нестор пишет, что кн. Ольга императора

«переклюкала» (перехитрила), попросив стать крестным отцом (крестный по церковному уставу не

может стать мужем).

Все эти несоответствия породили массу гипотез. Одна из них утверждает, что описанный в хрониках

визит был вторым, что первая поездка была тайной, сразу после гибели князя Игоря, и что сватался к

русской княгине император Роман I Лакапин, который действительно был вдовцом (об этом есть

сведения в германской хронике). Так или иначе, в житии св. Ольги, составленном свт. Димитрием

Ростовским, факт сватовства остается, но имя императора не называется. Главное для нас

заключается в другом: княгиня сделала решающий выбор исторического пути своего народа и стала

первой христианской правительницей Руси.

Историческая роль святой равноапостольной княгини Ольги

Страна вошла в христианскую цивилизацию, усвоила основы византийской культуры, на

русских землях началось строительство храмов, а значит и написание икон. С именем св.

равноап. кн. Ольги традиция связывает строительство первых церквей во имя Пресвятой

Богородицы, основание Псковского Кремля (Крома) и Свято-Троицкого храма в нем,

создание женского монастыря во имя Софии – Премудрости Божией в Киеве. Эти храмы

были первоначально деревянными и не сохранились до наших дней, однако на их

фундаментах позже возводились каменные храмы. Началась активная христианская

проповедь, крестилось ближайшее к княгине окружение, процесс постепенного утверждения

христианской веры шел мягко, осторожно, без принуждения. Княгиня даже пыталась

установить на Руси епископию, но Византия, по политическим соображениям, не спешила с

решением этого вопроса.

Мы знаем, что сын княгини Ольги Святослав остался язычником, он был храбрым

военачальником, его называли «последним викингом на Руси», но он не был политически

дальнозорким, как его мудрая мать. Христианское Просвещение Руси, начатое княгиней

Ольгой, продолжил, как мы знаем, ее внук – равноапостольный князь Владимир, крестивший

киевлян в 988 году, через неполных 20 лет после ее смерти, в 969 году. А через 30 лет он

перенес мощи своей бабушки в каменную Богородичную церковь в Киеве (называвшуюся

«десятинной», так как князь Владимир отдавал на ее содержание десятую часть своих

доходов). Мощи св. Ольги оказались нетленными и у них стали совершаться чудеса. В период

монголо-татарского нашествия мощи пропали, но святые частицы в некоторых храмах сохранились,

в частности в Пскове в Свято-Троицком соборе, и в Москве в Вознесенском храме

за Серпуховскими воротами, где есть храм-крестильня во имя св. кн. Ольги и где базируется

Ольгинское общество.

 

Месть княгини Ольги. Миниатюры из Радзивилловской летописи. 

Память святой равноапостольной княгини Ольги

Почитание княгини Ольги как святой началось сразу после ее смерти. В XIII-XIV веках день ее памяти

уже отмечен в святцах. Историческое значение государственной, экономической, церковной,

культурной деятельности княгини Ольги было высоко оценено Русской Православной Церковью,

прославившей ее в чине равноапостольных, вместе с ее внуком князем Владимиром. Церковь

назвала княгиню Ольгу богомудрой, зарей христианской веры на Руси, праматерью народа

русского. В честь нее по все стране построено множество храмов, часовен, приделов и монастырей.

В списке, составленном Ольгинским Обществом числится 116 наименований.

В Санкт-Петербурге до 1917 года действовало 12 Ольгинских храмов. Два из них находились в

Михайловке (Стрельна) и Дудергофе (Красное село). Оба принадлежали семье великого князя

Михаила (сына имп. Николая I) и его супруги Ольги Федоровны (немецкой принцессе Цецилии-

Августе, пожелавшей принять православие и принявшей имя Ольга). Оба супруга похоронены в

Петропавловском соборе. Храм в Михайловке восстановлен, а в Дудергофе этого пока сделать не

удалось; на его бывшей территории сейчас действует временный деревянный храм. Еще один

дореволюционный храм вновь действует при железно-дорожной больнице на пр. Мечникова. В

Детской больнице № 4 имени св. Ольги, на Земледельческой улице, создан домовый храм во имя св.

Ольги, в нем есть уникальные настенные росписи на тему ее жития. В Новом Девяткине строится

каменный Ольгинский храм, а пока действует временный, деревянный. В храме свт. Петра

мирополита Московского, на Роменской улице, один из престолов освящен во имя св. равноап. кн.

Ольги.

Шесть женщин династии Романовых носили имя Ольга: дочь императора Павла I Ольга Павловна

(1792-1795) умерла во младенчестве. Дочь императора Николая I Ольга Николаевна (1822-1892), в

замужестве она стала королевой Вюртембергской, там до сих пор чтут ее память. Великая княгиня

Ольга Константина (1851-1926) стала королевой Греции. О супруге вел. кн. Михаила Ольге

Федоровне (1839-1891) мы уже сказали. Дочь императора Александра III Ольга Александровна

(1882-1960) сумела выехать из России после революции 1917 года, жила в Дании, затем в Канаде, и,

в меру своих сил, помогала русским эмигрантам; в честь нее супруга ее сына Тихона Ольга

Николаевна создала Фонд помощи России. Дочь последнего российского императора Николая II,

великая княжна Ольга Николаевна (1895-1918) вместе со всей семьей прославлена в лике

страстотерпцев. В начале ХХ века в честь ее рождения по всей стране строились благотворительные

учреждения, освящавшиеся именем св. равноап. кн. Ольги. В 1916 г. был учрежден орден св. Ольги.

Он восстановлен в 1988 году, им награждаются женщины за заслуги перед Русской Православной

Церковью и Отечеством.

В 2005 году группа женщин-кавалеров ордена создала Общество во имя св. кн. Ольги, и ежегодно

проводит научно-церковные конференции Ольгинские чтения, издает сборники докладов.

Осенью 2018 года члены Общества прибыли в Санкт-Петербург на открытие выставки «Св. княгиня

Ольга и династия Рюриковичей» в Государственном музее истории религии. Затем они совершили

паломническую поездку на Псковские земли – родину св. Ольги, Свято-Ольгинский женский

монастырь у истока Волги и посетили Нило-Столобенскую пустынь на Тверской земле.

В нынешнем юбилейном году праздничные мероприятия прошли в Москве в Храме Христа Спасителя:

Союз православных женщин вместе с Ольгинским обществом организовали 23 июля торжественное

заседание в Зале Церковных Соборов, а 24 июля, в день памяти св. равноап. кн. Ольги Божественную

 

Литургию служил сам Святейший Патриарх Кирилл. Многочисленные события юбилейного года прошли

также в других городах страны, в первую очередь на родине св. кн. Ольги в городе Пскове и в Санкт-

Петербурге, а также в Кисловодске, Кашине, Луганске – городах, активно участвующих в деятельности

Ольгинского общества. Вышли в свет специальные издания и многие публикации, посвященные памяти

св. равноап. кн. Ольги.

Среди них надо выделить альбом, посвященный свв. равноапп. кнн. Ольге и Владимиру, выпущенный

Фондом социальных инициатив, возглавляемым Светланой Владимировной Медведевой. В текущем

году вышел очередной том Православной энциклопедии на букву «О», со статьей и иллюстрациями,

посвященными св. равноап. кн. Ольге. «Вестник Александро-Невской Лавры» в течение всего

юбилейного года публикует статьи, посвященные Ольгинской теме. Журнал «Вода живая» подробно

отразил юбилей в своем июльском номере. Радио «Град Петров» посвятило юбилею св. Ольги цикл

программ. Тему юбилея включил в свою деятельность Отдел образования Санкт-Петербургской епархии,

она нашла свое отражение в ежегодной конференции Санкт-Петербургской Духовной академии

«Просвещение, образование, книжность в Древней Руси». По городам страны путешествует цифровой

вариант выставки «Св. кн. Ольга и династия Рюриковичей».

Всероссийский цикл памятных мероприятий завершается XIII фестивалем документального кино

«Невский благовест», посвященным замечательной дате нашей истории – 1050-летию блаженной

кончины св. равноапостольной княгини Российской Ольги, первой христианской правительницы

Руси, «первой из русских вошедших в Царствие Небесное».

 

Ольга Хижняк,

 

кандидат философских наук,

ведущий научный сотрудник

Государственного музея истории религии

 

 

Взыскавшая Бога

 

Воспоем днесь благодетеля всех Бога,

прославльшаго в России Ольгу богомудрую…

                                                        Кондак Ольги

 

Каждое воскресенье и Праздник я иду утром в свой храм Анастасии Узорешительницы мимо памятника святой Ольге и непременно вспоминаю, как она именуется в свой именинный день 23 июля в старообрядческом календаре, куда я нет-нет заглядываю, чтобы держать слух вернее и память крепче: «Успение блаженныя княгини Ольги, нареченныя во св. Крещении Елены, бабы великого князя Владимира киевского». Вот так - «бабы»!  Мы-то уж и забыли, а памятник напоминает, что это прежде всего в родной России бабушка.

Она в работе Славы Клыкова (мы были дружны - от того и Слава) со спокойной твердостью принимает крест и как будто с тревогой и любовью   отпускает в дорогу мальчика, уже вооруженного образом Спаса Нерукотворного. Историки иронически улыбнутся неправде, а христиане поблагодарят «бабу» за великого внука. Они оба не зря смотрят на Святую Троицу на слиянии Псковы и Великой. Родные это были им реки. И хоть потом были воды Херсонеса и Днепра, но первые небесные очистительные воды Родины, в которых Бог крестит нас еще до того, как мы узнаем о Нём, были здесь.

Христианская история строится по небесным законам. Мы с колыбели знаем, что первая христианка России - Ольга и что она родилась и пошла в русскую историю из погоста Выбуты на Великой. Почему же тогда храм, стоящий на месте ее рождения, посвящен пророку Илье? Ну, во-первых потому что это деревня и, значит, поле и хлеб, а кто же в небесном календаре отвечает за дожди и вёдро, так важные для деревни, как не Илья? А во-вторых уж совсем тонко и метафизически: Ольга видит на берегу Великой место явления Святой Троицы и главного храма этой земли, а тысячу лет спустя старики, может, уже и не помня об Илье в Выбутах, стоя прямо на том месте, где теперь белеет Ольгинская часовня напротив Троицы, скажут, что, как вера христианская родилась здесь, так после всех бед, когда  претерпит она все испытания и погибель,  сюда же возвратится. Почитайте книгу нашего земляка Леонида Зурова «Отчина», так любимую некогда Буниным.

Трудные будут прожитки. И будет народ бегать взад и вперед, с востока на запад, с запада на восток. Пройдет по земле антихрист, будет народ к себе пригонять, печати прикладывать.... Наберет войско и начнет битву в Пскове.

И в небе над Псковом будет бой. Никола Угодник выедет и Илия Пророк. В Троицком соборе лежат святые князья, и те встанут. И на помощь придет Александра Невский за нашу землю стоять.

Запрудят Великую реку народом. Схватятся с антихристом русские князья.

И побьет он их, и не поправиться нам будет.

Никола их заступит, убьют Николу. Илию вышлют, и его убьют, и ильинской кровью загорится небо.

Тогда Христос выйдет и побьет антихриста, и задвинутся грешные крутой стеной, и шабаш, а праведные пойдут на мирное жительство, и опять православная вера будет единая.

И уж вспомните, сколько было репетиций этого конца. Когда приходил Стефан Баторий  в 1581-м году и как у того же Зурова сказано:

Дюжие были бои…Да святые стояли за обитель, а не войско отбивалось. Божия Матерь войска ослепила и начали сами себя рубить. Миколай Угодник скольких на проломе саблею заклал один.

И случайно ли, что и первую мировую молодая Красная армия остановила немцев именно под Псковом. И во Вторую Отечественную не по слову же политруков город был освобожден именно накануне Ольгина дня 23 июля 1944 года, чтобы она встречала день своего   Успения дома. Верно, и тогда шли с нашей армией Илья и Никола. И по их же молитвам одним из первых воскрешал храм Ильи в Выбутах прошедший с  Ангелом Победы до Берлина, псковский реставратор и архитектор Всеволод Петрович Смирнов, а храм Святителя Николая на Усохе тоже прошедший войну  архитектор Борис Степанович Скобельцын. Все они воскрешали Ольгин град в одно сердце - Юрий Павлович Спегальский, поднимавший храм Богоявления, Михаил Иванович Семенов, хранивший храм святителя Климента, чьи мощи некогда были обретены   создателями нашей грамоты Кириллом и Мефодием, Савва Васильевич Ямщиков, хранивший город  высоким словом и неустанной заботой.

Теперь они разошлись по мемориальным доскам - архитекторы, ученые, писатели, чтобы самим стать небесными покровителями Ольгина града.

 «И выходило так, милый, что очень правильно и опять Господь разрешал нашу жизнь».

И как мир не торопится сегодня потерять рассудок (включите новости и убедитесь), а Ольга с княжеским спокойствием и силой всё глядит на св. Троицу и  поднимает  спасительный  крест и укрепляет внука и нас, стоя словно на белейших облаках, - на плечах святых воинов, строителей, молитвенников и небесных заступников Пскова и России. А если Бог с нами, то кто против нас?

 

Валентин Курбатов

писатель

 

Памятник Княгине Ольге — работа скульптора Вячеслава Клыкова, открытие приурочено к дню празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Бронзовая фигура княгини на постаменте с мальчиком — внуком князем Владимиром, держащим в руках икону с ликом Христа. В правой руке у Ольги крест — символ Православия, лик княгини увенчан нимбом.

Свято-Троицкий собор – входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением. Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году. Первый собор, построенный в X веке по распоряжению княгини Ольги, был деревянным и простоял до первой половины XII века.

Каменная часовня была сооружена на левом берегу реки Великой в начале XIX века. 
В 20-е годы XX века часовня была закрыта, а в 1960-е снесена. В 1991 году на месте разрушенной часовни был установлен Памятный крест, повторяющий по силуэту деревянный крест из Троицкого собора (т. н. «Ольгин крест»). В 1994 году по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике, был объявлен конкурс на лучший проект Ольгинской часовни, победителем в котором стал архитектор Алексей Красильников. 24 июля 2000 года в день празднования Дня города, Ольгинская часовня была открыта. Торжественное освящение совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий.

Церковь Ильи Пророка (XV век). Первое упоминание о церкви относится к 1585—1587 годам. Повреждена в годы Великой Отечественной войны. Реставрация осуществлена в 1955—1957 годах по проекту архитектора Всеволода Смирнова. Согласно преданию, Выбуты – родина равноапостольной княгини Ольги.
Псковские предание говорят о том, что Ольга была перевозчицей из Выбут, где с ней и познакомился князь Игорь во время переправы на челне через реку Великую. Выбуты не поражают какой-то внешней красотой, но там есть внутреннее умиротворение, спокойствие, тишина. Выбуты притягивают к себе, так что хочется вернуться сюда.

Их оружие – кинокамера

 

27 августа В День российского кино и в преддверии 75-летия Великой Победы у здания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения по адресу: Бухарестская, д. 22, прошла торжественная церемония закладки памятника "Фронтовым кинооператорам".
Авторами данной инициативы выступили организаторы Международного фестиваля Христианского кино "Невский Благовест".

 

Солдат с кинокамерой

 

На втором фестивале «Невский благовест», в уже далеком 2008 году, в программу вошел фильм режиссеров И. Кукина и Д.Тилепбергеновой под названием «Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит». Эта картина рассказывала о тех, чьими глазами, чьими трудами, смертями и мужеством, чьими силами мы сегодня видим ту самую Великую Отечественную войну: не приукрашенную и не постановочную. Кадры фронтовой кинохроники почти ежедневно используются в телевизионных фильмах и сюжетах, во время торжественных и траурных церемоний и концертов памяти. И не каждый зритель задается вопросом: «какова же цена этих кадров»?

Мерцающие черно-белые изображения, запечатлевшие смерть и разрушения нашей страны, растерянность первых дней войны, тяжелое отступление и «дороги Смоленщины», навеки сохранившие образ простых солдат, многие из которых ушли на небо не оставив после себя ничего, кроме мимолетного образа, появившегося на киноэкране на несколько секунд. Блокада Ленинграда, битва за Москву, и великие победы русского народа, вошедшие в мировую историю военной науки: Сталинград, Курская дуга, «Багратион», Кёнигсберг, Берлин… В научной литературе эти названия отражены картами, на которые нанесены стрелки: наши – красные, вражеские – синие. И, если бы не было фронтового оператора, человека с киноаппаратом на самой передовой, который поднимался в атаку вместе с простыми солдатами, спустя 75 лет та война начала бы превращаться в народной памяти сначала в стрелки и даты, а потом в легенды и рассказы, и то, в лучшем случае.

Впервые в моей памяти черно-белая война стала красочной и живой в 2013 году, во время поездки с протоиереем Вячеславом Хариновым по местам боев за Ленинград. С каждым посещенным захоронением, с каждым новым увиденным памятником стрелки на картах стали обретать имена и судьбы, они стали оживать в виде образов конкретных людей, столь же реальных тогда, как каждый из нас сегодня. Это момент, когда стоя, например, в Синявино или на Невском пятачке, начинаешь осознавать: «ты не был на той войне, а значит ты тоже с нее не вернулся». Это странное чувство отец Вячеслав называет «причастие войной»: его сложно описать, его можно только пережить. А ведь Великая Отечественная – не первая «отечественная». Первой была война 1812 года, ставшая чудовищным бедствием для нашей страны. Там тоже были «дороги Смоленщины», зарева от сожженных деревень, были поражения и победы. С тех пор минуло чуть более двухсот лет, и многие события остались в массовом сознании в виде баек и домыслов, былин и анекдотов. Почти что каждый факт подвергается сомнению. Нехватка документов дает прекрасную почву для паразитирования острословов, пытающихся найти легкую славу на развенчании официальной истории. Трудно сказать, что послужило причиной такой «исторической инфляции», но можно точно сказать, что такого не случиться с Великой Отечественной. Не случится, и подтверждение моих слов – «Бессмертный полк», шагающий по всему миру каждое 9 мая. Не случится, несмотря ни на что, ведь на кадрах, отснятых фронтовыми кинооператорами, навеки запечатлены подвиги и горе, битвы и победы, дороги войны, блокада Ленинграда, выжженная при отступлении врагом земля и сами враги, ведомые по улицам Москвы в составе огромных колонн военнопленных. Навеки запечатлено Знамя Победы над поверженным Рейхстагом. Именно фронтовые кинооператоры, ценой собственных жизней, вписали имя нашего народа в мировую историю, откуда это имя уже не будет вычеркнуто, несмотря на старания многих. И именно фронтовым кинооператорам нет ни одного памятника в России.  Переосмысливая все это множество раз, и родилась эта идея поставить в Санкт-Петербурге памятник фронтовым операторам. Идею поддержали владыка Назарий, председатель оргкомитета фестиваля, и с ней мы пришли к ректору Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александру Дмитриевичу Евменову. Так определиось место установки закладного камня. Я верю, что мемориал, заложенный 27 августа 2019 года, станет еще одним местом, где уже новое поколение россиян сможет пережить «причастие Войной» и вспомнить, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»…  Закончить хотелось бы «Балладой о матери» Андрея Дементьева, который очень точно отразил значение и роль военной кинохроники в народной памяти.

 

 

Баллада о матери

 

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
 

Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

 

 

Они воевали с кинокамерой в руках

 

Фронтовые кинооперторы Великой Отечественной войн́ — летописцы, хроникёры войны. Вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, с воды и воздуха. Операторской работе на войне никого не обучали. Все «съемщики», как их называли гражданские, так или иначе имели опыт работы на киностудиях или же были выпускниками операторских факультетов. Снимали на советскую камеру СК, которая весила более 5 килограмм (по другим данным 3,5 кг) и требовала ежеминутной замены бобины. Позже появилась простая в использовании американская камера «Аймо», самая желанная для фронтовых операторов. Зимой камеры могли попросту замерзнуть и отказаться работать в нужный момент, отогревали их под полушубком. У каждого «съемщика» было обмундирование и пистолет. Снимали с самолетов, из окопов, в любых условиях, и нередко – стоя в полный рост, рискуя стать мишенью для врага. Кстати, нередко операторов обвиняли в инсценировке. Руководство наоборот было против наигранных сцен, такие съемки, как правило, не принимались.

Благодаря работам блокадных операторов весь мир смог узнать силу великого Ленинграда. Одним из фильмов, в который вошла военная хроника, стал «Ленинград в борьбе». В 1943 году Первый отечественный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» получил Оскар. Среди операторов — выпускник ЛИКИ Теодор Бунимович.

 

Первая премия «Оскар»

 

В 1941 году от Сталина последовала идея снять документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Руководитель был уверен в нашей победе и желал контролировать создание картины. В съемках приняли участие 15 фронтовых операторов. Один из них – Теодор Бунимович – окончил операторский факультет Государственного техникума кинематографии (СПбГИКиТ). 12 января 1942 был сделан первый монтаж оскароносного фильма “Разгром немецких войск под Москвой”. Он раскрыл карты немцев и впервые показал все их зверства на захваченных территориях. Кстати, после войны Теодор Захарович много работал в анимации, больше 40 лет. «Кто сказал мяу», «Али-Баба и сорок разбойников», «Тайна третьей планеты» – оператором был Бунимович.Moscow Strikes Back – так перевели документальный фильм о битве под Москвой для показа в Америке. Зарубежные критики позитивно отреагировали на фильм, назвав его важным делом прежде всего для самого советского народа. Первый «Оскар» был гипсовым и в то время на родине остался без внимания и помпезных встреч, боялись компрометации со стороны советского руководства.

Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы. Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками».

 

 

Запечатлившие блокаду

 

В Ленинграде смертоносную блокаду города встретили в основном кинооператоры и фотографы, которые окончили ЛИКИ (СПбГИКиТ). Всего было 34 оператора в Ленинграде и около 260 по всей стране. Кинохроника осажденного города – труды смелых, терпеливых профессионалов. Были сняты походы за водой к проруби на Фонтанке, оставленные на снегу трупы, тушение пожаров после бомбардировок. Снимались документальные фильмы о рабочих на заводах и даже на медицинскую тематику об алиментарной дистрофии. Запечатлен настоящий подвиг сильных ленинградцев, которые выстояли, не отчаявшись и не сдавшись врагу.

Кинооператоры из Объединенной Ленинградской студии кинохроники снимали город с апреля 1942 по март 1944. По одному оператору работать не отпускали, обязательно рядом дежурил второй, потому что нередко человек с камерой, которую на место привозили на детских санках, падал в голодный обморок прямо во время работы.

Вспомним поименно операторов, снимавших в блокадном Ленинграде: Ансельм Богоров, Ефим Учитель, Борис Дементьев, Леонид Изаксон, Сергей Фомин, Глеб Трофимов, Яков Блюмберг, Константин Станкевич, Василий Валдайцев, Филипп Печул, Владимир Страдин, Григорий Донец, Александр Ксенофонтов, Борис Козырев, Наум Голод, Серафим Масленников, Софья Борташевич, Евгений Шапиро, Владимир Максимович, звукооператор Евгеений Бельский,руководиитель фронтовой съемочной бригадой Валерий Соловцов.

 

Архивные фотографии фронтовых кинооператоров

Торжественная церемония закладки камня памятника "Фронтовым кинооператорам"

История фестиваля

 

Санкт-Петербург изначально задумывался Петром Великим, как новая столица Российской империи, построенная на стыке культур. Город на Неве славится давними традициями межнационального и межконфессионального взаимодействия. И то, что Александр Дюма назвал главную магистраль города - Невский проспект - "улицей веротерпимости" - еще один повод для гордости.

Указами российских государей в центре города выделялись земли под строительство церквей всех христианских конфессий. И сегодня мы можем видеть удивительное соседство православного Казанского собора, католической базилики Святой Екатерины, храма Армянской Апостольской Церкви и нескольких лютеранских кирх.

            Петербург является показательным примером того, как взаимодействие культур становится величайшей созидательной силой. Среди архитекторов нашего города можно найти представителей совершенно разных верований и национальностей. Каждый привнес в облик Петербурга что-то свое. И в тяжелые годы блокады, ленинградцы были единой нацией, несмотря на многонациональный состав.

              В Международном фестивале Христианского кино "Невский Благовест" участвуют пять традиционных Христианских Конфессий: Русская Православная Церковь, Римско-Католическая, Евангелическо-Лютеранская, Армянская Апостольская Церкви и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России. О том, как начиналась история этого фестиваля рассказала автор проекта и его бессменный руководитель, журналист Раиса Евдокимова. 

 - Идея фестиваля возникла более 15 лет назад. Ее буквально подсказал наш город. Когда смотришь на биографию архитекторов, создавших соборы и дворцы, понимаешь, что эта красота была достигнута путем невиданного в Европе взаимодействия христиан. Каждый христианский храм - это история народа, история общины. Лютеранство появилось на берегах Невы благодаря немецким ремесленникам и оружейникам, которых приглашал Петр. Спасаясь от ужасов Французской революции, в Петербург приехало множество французов-католиков. Но еще раньше, чем наш город был основан, в этих местах бок о бок жили русские православные крестьяне, и крестьяне - ингерманландцы. У каждого была своя религия, но победы и поражения, тяготы и радости были для всех едины.

 

На нашем фестивале мы с самого начала договорились не поднимать вопросов догматики или миссионерства. Кроме того, "Невский Благовест" изначально задумывался как благотворительный и неконкурсный проект, потому что наша задача - не говорить о преимуществах или недостатках друг друга, а обсуждать, как христианство отзывается в людях, как христианская вера меняет людей, как она учит добру и терпению. Зрителю предлагаются истории обычных и необычных людей, одни из героев посвятили всю свою жизнь служению Христу, другие — только недавно обратились в христианство или все еще ищут свою дорогу к Богу. Большое внимание мы уделяем истории. И последние несколько лет сложилась традиция посвящать фестиваль одной из крупных церковных дат. В 2013 году фестиваль был  посвящен 300-летию Свято – Троицкой Александро-Невской Лавры. В 2014 году - 700 - летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В 2015 году фестиваль "Невский Благовест" был посвящен двум великим датам в истории нашей страны: 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 1000 - летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. В 2016 году - 1000 - летию присутствия русского монашества на Афоне. И сегодня, в 2017 году фестиваль посвящен 1950 летию со дня преставления святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святых покровителей Санкт-Петербуга. Фестивальная программа включает более семидесяти фильмов из разных стран мира. В рамках фестивального показа созданы три специальные программы. Программа «Подвижники» состоит из фильмов о людях, посвятивших свою жизнь служению Отечеству и людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и культуры нашей страны. Программа «Дебют» создана для молодых режиссеров, начинающих свой путь в киноискусстве. Специальная программа «Свеча памяти» состоит из киноработ, посвященных Великой Отечественной войне и тому, как события тех лет отзываются в жизни современного человека. Наиболее востребованы у зрителей программы "Святые земли Русской" и "Монастыри России". 

 

 

Новейшая история показала, что межрелигиозные конфликты могут уничтожить не только процветающие регионы, но и целые страны. Во многом показателен печальный пример Югославии, когда религиозная вражда и ксенофобия навсегда разделили некогда единое государство. Часто в основах конфликтов лежит банальное незнание культуры своих соседей. Именно благодаря этому незнанию между единым некогда народом удается посеять вражду.

С Самого первого фестиваля, руководителем оргкомитета был наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, епископ Кронштадтский Назарий. 11 лет назад он понял и принял идею "Невского Благовеста". Его стараниями эта смелая идея получила признание в Православной Церкви и благословение святейшего митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия. О значении межцерковного взаимодействия рассказал владыка Назарий.

 

- На протяжении многих веков вопрос о религиозной терпимости и уважении людей с иным религиозным мировоззрением сохранял свою актуальность. Он остается злободневным и в двадцать первом столетии. И наш фестиваль, поставивший своей целью через искусство привести к осознанию общехристианских ценностей, к развитию интереса к людям с другой культурой, Чем дальше я вижу, куда движется Европа и весь мир относительно морального состояния, тем яснее проявляется перспектива того, что христиане станут ближе друг к другу. Христианофобия стала печальной проблемой современного общества.

 

    "Невский Благовест" берет свое начало именно в Александро-Невской Лавре. В Духовно-Просветительском центре "Святодуховский" основная площадка фестиваля. Здесь проходили заседания первых оргкомитетов. И это не случайно. Лавру называют духовным сердцем Петербурга. Представьте, если бы не было этого сердца, как бы жил такой сложный организм, как мегаполис Санкт-Петербург?! В этом есть доля шутки, но это правда. И кроме того, Лавра — старейший монастырь в Северной столице, и мне кажется, когда Петр Первый основывал столицу, он понимал, что кроме морского, экономического центра, должен быть и духовный. А Лавра возникла по указу Петра. И император не случайно принял решение перенести сюда мощи именно Александра Невского. На этих берегах Александр Невский стал Невским, здесь он получал свои победы.

 

    Цель фестиваля такая широкая, что можно ее каждый год достигать и никогда не достигнуть. Каждый год возникают новые коллизии, вопросы, сложности. С другой стороны, в последние годы люди стремятся прийти на наш фестиваль, заполняются полностью площадки, в залах почти никогда нет пустующих мест, и это показывает, что цель достигнута. Ведь кинофестивали делаются не для режиссеров, а, прежде всего, для зрителей.

 

В 2017 году Международный фестиваль Христианского кино "Невский Благовест" пройдет с 20 по 26 ноября. За эту неделю зрители смогут увидеть более 70 фильмов из разных стран мира, посетить концерты и творческие вечера. 

 

 

Галерея


 

Регламент ХIII Международного фестиваля Христианского кино «Невский Благовест»


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главная тема фестивального показа – социальное служение Церкви людям. Фестиваль «Невский Благовест»  не является  конкурсным и проходит в форме благотворительных показов.

 

Задачи фестиваля:

  • предотвращение конфликтов на религиозной почве;
  • объединение кинематографистов разных стран на основе единого христианского мировоззрения;

 

Учредители:

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Комитет по культуре Санкт-Петербурга

 

Место проведения: Россия, Санкт-Петербург.

 

Время проведения:  18 - 24 ноября 2019 года. 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Международный фестиваль Христианского кино «Невский Благовест» проводится при поддержке Правительства Санкт- Петербурга, Комитета по культуре, Законодательного Собрания Санкт- Петербурга, с благословения митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира и при поддержке Московского Патриархата. «Невский Благовест»- уникальный межконфессиональный фестиваль, в котором принимают участие:  Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), Армянская Апостольская Церковь, Римско-Католическая церковь, Евангелическо- Лютеранская Церковь,  Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России.

 

Председатель оргкомитета фестиваля – наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Кронштадский Назарий.

Президент фестиваля – народный артист России Буров Н. В.

Руководитель проекта – журналист Евдокимова Р. М.

 

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

К отбору допускаются фильмы, имеющие закадровый текст на русском языке. Прием заявок осуществляется  до 1 ноября 2019 года. В случае непредставления копии фильма и правильно заполненных сопроводительных документов в установленный срок, отборочная комиссия имеет право не рассматривать заявку.

 

Фильмы, имеющие религиозную направленность, просматриваются  и утверждаются  представителями христианских конфессий, участвующих в фестивале. В целях предотвращения межрелигиозных и межнациональных разногласий, Оргкомитет  фестиваля имеет право исключить фильм из фестивальной программы на любом этапе. 

 

ТРЕБОВАНИЯ

К отбору допускаются фильмы, отвечающие тематике Фестиваля. Отборочная комиссия принимает  к рассмотрению короткометражные и полнометражные кинофильмы, телевизионные фильмы всех жанров (документальные, игровые, анимационные, информационные, рекламные, научно-популярные) на русском языке.

 

Количество фильмов от одного заявителя – не более трех работ.

 

 

Режиссеры о фестивале

 

Михаил Литвяковкинорежиссер.

 

Международный кинофестиваль "Невский Благовест", как ленинградский метроном, отсчитывает  время. Вот и цифра 10 появилась на  афише, значит - юбилей. Хочется поздравить и вас, дорогие петербуржцы, и организаторов, которые несмотря на скромное  финансирование, продолжают собирать полные залы благодарных зрителей. У меня перед глазами  удивительная  картина: на одном из фестивалей участники молодежного ансамбля - прихожане армянской Апостольской Церкви, заканчивая  под бурные аплодисменты свое выступление , вдруг разом  повернулись спиной ,и  все увидели   слова    МЫ -  ХРИСТИАНЕ!  И в этом главный смысл фестиваля. Мы рады , что мы вместе. Это особенно важно сейчас, когда мир сходит с ума, когда рушатся   моральные и духовные ценности, а  руководители некоторых западных  стран под предлогом защиты прав человека  законодательно поддерживают грех, за который Господь покарал Садом и Гоморру Неудивительно, что усилилась угроза терроризма, и новая волна мигрантов захлестнула Европу. Международный кинофестиваль "Невский Благовест" продолжает показывать жизнь христиан разных конфессий, объединенных Верой, Надеждой и Любовью. Всех  нас ждет большая культурная программа.

В добрый путь фестиваль, с юбилеем!

 

 

Валентина Гуркаленко, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России.

 

-Я люблю этот фестиваль. Прежде всего, за название. Это радость, когда твой город, твоя земля посылают миру благую весть - в то время когда околоземное пространство агрессивно заполняют совсем другие вести, когда с ужасающим упорством многие голоса утверждают ложь, насилие и войну. Страшно слышать, что множество людей все чаще кричат о войне, о ее неизбежности и, даже, - о конце света, не ведая страха. Как будто их это не коснется.… В информационной истерике почти не слышны голоса тех, кто свидетельствует благую весть. Но, я всегда вспоминаю предсмертное обращение нашего Государя к тем, кто помнит его, кто остался ему верен - что то зло, которое сейчас в мире, будет еще больше, но что не зло победит зло, а только любовь. И вот о любви, которой сегодня всем так не хватает, свидетельствует «Невский благовест», его фильмы, его герои, его авторы. О любви в разных образах, от имени разных конфессий, призывая ее, утверждая. И уставшие, иногда отчаявшиеся люди, услышав этот призыв, с надеждой принимают его сердцем. У фестиваля за десять лет появился преданный, благодарный зритель. Его ждут в разных уголках нашего наполненного событиями города, как глоток чистого морозного осеннего воздуха. Фестиваль требует огромных самоотверженных трудов, самопожертвования организаторов и я склоняюсь перед ними, благодарю всем сердцем этих скромных, любящих нас людей и их драгоценный дар – благую весть, утверждаемую кинематографом надежды.

 

 

Александр Ратников

 

По Ожегову фестиваль - это «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-н. видов искусства: музыкальный, театральный, кинематографический». В полной мере это определение относится к фестивалю «Невский Благовест», где происходят встречи представителей традиционных Христианских конфессий, встречи начинающих кинематографистов и признанных Мастеров, а главное, – встречи создателей фильмов со зрителем. Каждая такая встреча – праздник, праздник без застолий, ковровых дорожек и баснословных гонораров в конвертах, праздник искренних чувств, праздник тех, кто готов протянуть руку помощи нуждающимся в ней.

Международный фестиваль Христианского кино «Невский Благовест» в год Российского кино встретится со зрителями в десятый раз. Это удивительно, что во времена бесконечных экономических кризисов, без активной финансовой поддержки, без постоянного спонсора фестиваль не просто выжил, но возмужал и укрепился. Увеличивается количество заявок на участие, качество представленных лент неизменно улучшается, а зрительская аудитория прирастает молодыми.

Каждую осень, перед началом фестиваля, в эфире «Радио Град Петров» звучат программы с участием представителей оргкомитета, руководителя проекта Раисы Евдокимовой, программного директора Михаила Калинина, знаменитых и начинающих кинорежиссеров. Радуюсь каждой новой встрече и возможности познакомить радиослушателей с этими замечательными людьми.

 

 

Николай Якимчук, кинорежиссер

 

Благая весть

 

«Невский благовест» – фестиваль уже с историей, и, безусловно, он вошёл уже в летопись питерской культуры начала XXI века. Казалось (из ХХ многострадального века), что человечество ожидает ренессанс: взлёт культуры, науки, гуманизма. Ан нет – энтропия мира и человеческих сердец нарастает.

И вот «Невский благовест». Фильмы этого уникального в мировой культуре кинофестиваля противостоят хаосу и разрушению гуманитарной сущности человека. Уникальность же в том, что все христианские церкви, все конфессии не ищут здесь противоречий, а рядом, вместе, и представляют весь спектр мировоззренческий. Разные ветви одного древа – на пути к Христу. Второго такого объединительного кинофорума, пожалуй, в мире нет. Выдающийся российский кинорежиссёр Александр Николаевич Сокуров как-то посетовал, что сколько он не предлагал директорам кинофестивалей не показывать фильмы со сценами убийств и насилия – всё тщетно. Этот в чём-то наивный, но и грандиозный призыв остался без отклика. Зло эстетизируется, смакуется, оправдывается. Эти сцены (а чем они талантливее сделаны, тем сильнее) впечатываются в сознание зрителя-человека. Почти на всех фестивалях, где я участвовал, такие фильмы доминируют. А у «Невского Благовеста» – другое, благая весть, хотя и трудных, проблемных, сложных, порой остродраматичных сцен и фильмов хватает. Но ВЕСТЬ БЛАГАЯ. И еще одно отличие от многих других фестивалей. Здесь нет СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ. Того, во что встроен человек нынешней цивилизации с самого рождения. Гонка, гонка! Достижения! Вперёд! Вперёд! Я самый первый! Уф-ф…

Мы все равны перед Богом. С точки зрения Бога. И каждый художник идет своим, порой потаённым путём. И скорость внутреннего развития, созревания, осуществления, наконец, – у всех разная. Поэтому хорошо, что кинохудожники награждаются только дипломами участников фестиваля. Всё здесь ясно и просто – ты не пыхтел и соревновался, а созидал БЛАГУЮ ВЕСТЬ вместе со всеми – на «Невском благовесте»!

 

 

Леонид и Наталья Морозовы, кинорежиссеры

 

О фестивале «Невский благовест» мы услышали в 2008 году по Ленинградскому радио и сразу отправились в кинотеатр «Родина». Шел документальный фильм об острове Патмосе – месте ссылки апостола Иоанна Богослова. А ведь совсем недавно мы бродили по его скалистым дорогам, стояли под каменными сводами пещеры, где святой Иоанн удостоился стать тайнозрителем грядущих времен. После просмотра мы познакомились с Александром Богатыревым, создателем этого фильма. Так началась наша дружба с этим фестивалем и его создателем Раисой Евдокимовой. «Невский благовест» - это встреча с самым главным, это размышление о самых важных вопросах нашего бытия. Где еще мы смогли бы увидеть сокровенную жизнь монастырей, услышать беседу с иеромонахом Романом, увидеть этапы жизни профессора и схимонахини Игнатии, прожившей долгую жизнь длиной в 102 года? Где мы только ни побывали вместе с авторами фестивальных фильмов! Восхищались деревянными главками уцелевших церквей на фоне хмурого северного неба, рассматривали каменные кружева храмов Нагорного Карабаха, любовались, как отражается в водах забайкальского озера часовня царя Соломона, наблюдали, как жители Южной Кореи рассуждали о древнегреческом философе Сократе…

Начиная с 2009 года, и мы стали участниками этого кинопраздника. Для нас важно, что устроители фестиваля дают возможность авторам встречаться со зрителями, видеть реакцию тех, ради которых мы и взваливаем на себя тяжелую ношу создания фильмов. Как полезно услышать критику в свой адрес, и как утешительно – слова благодарности. Многим начинающим авторам фестиваль помог обрести мастерство и уверенность в своих силах.

Но дни фестиваля – это дни напряжения всех сил: надо успеть не только на все площадки кинопоказа, но и на многочисленные мероприятия, которые проходят в рамках фестиваля. А это и выставки фото и картин, и встречи с писателями, режиссерами, артистами. Вот и ездишь целый день различными видами транспорта, сжимая в руках так и не съеденный бутерброд. При этом возникает вопрос: сколько же труда должны были положить устроители фестиваля, чтобы организовать для нас такой праздник? Но это уже отдельный рассказ о том, как среди наших российских неурядиц строится прекрасное здание фестиваля «Невский благовест», рассказ о множестве переговоров, встреч, обманутых надежд настойчивой работе, о многочисленных бессонных ночах. За все это мы должны благодарить организаторов фестиваля, и в особенности Раису Михайловну Евдокимову и ее бессменного помощника Михаила Калинина. Но несмотря на все трудности, приближается новый фестиваль. И мы с нетерпением ожидаем – каким же он будет очередной, десятый, юбилейный «Невский благовест»?